О работе (часть 1)

Сегодня хочу рассказать немного о своей работе.
По трудовой книжке сегодня я числюсь инженером, но инженер - понятие обширное. Я - системный администратор. Чтобы понять, почему я выбрал для себя именно эту профессию, надо копнуть лет на пятнадцать вглубь.
Тогда у меня еще не было компьютера, по-моему, тогда даже еще пентиум первый был лишь в проекте. Однако, компьютеры были в школе, и у моего друга был гибрид из игровой приставки и компьютера. Эта железяка подключалась к телевизору, и могла работать с тремя типами носителей: картриджами от денди, магнитофоном, и какими-то собственными картриджами в отдельном отсеке. С денди все понятно. На магнитофон, сколько я не пытался, сохранить программу не получалось, бейсик ругался на ошибку ввода/вывода. Ну а на спецкартриджах поставлялись дополнительные системные программы, но в комплекте был только бейсик, и в продаже я таких носителей больше не видел.
Приятель оголтело играл, ему больше ничего не нужно было (по-моему, и по сей день играет, хотя ему уже под тридцать). А я уже в то время изучил бейсик, прочитав прилагаемую к компьютеру инструкцию (да, там было полное описание языка и несколько примеров). Мне нравилось программировать. Мне было интересно решать логические задачи, а еще меня притягивала возможность из ничего (то есть не вкладывая ни рубля) создать что-то работающее и полезное. Именно эта особенность программирования как ремесла впоследствии станет меня мотивировать всё больше и больше.
Родители моего друга были людьми состоятельными, и через несколько лет купили Сашке (так зовут моего приятеля) настоящий компьютер на базе триста восемьдесят шестого процессора, а потом и пентиум и далее и далее. В результате покупки нового компьютера, старое чудо техники прочно обосновалось на полке и позже, когда Саня понял, что оно ему не нужно, эта железка переехала ко мне. Вот когда я смог в полной мере насладиться программированием.
Потом, видя мою тягу к вычислительной технике, отец, который в то время работал простым слесарем, собрал и мне комп на базе 166-го MMX. Вот это была машина!
Я убивал её до невключаемости раза три. :-) Отец отвозил в ремонт на работу. Потом я сам научился устанавливать 95 винды, и с тех пор не доставлял хлопот с компом ни отцу, ни его коллегам-сисадминам.

В десятом классе в школу по какой-то федеральной программе привезли полтора десятка настоящих компьютеров. До этого там стояли советские, кажется, назывались "УКНЦ". Это чудо советской техники было соединено в какую-то сеть и загружалось с головной машины на пресловутом триста восемьдесят шестом. Я к тому времени знал бейсик на отлично, и мне даже доверили этот самый головной. Я на нем в вольфа играл, пока остальные отрабатывали алгоритмы. Иногда помогал одноклассникам. Но мне и так "отлично" в журнал ставили, даже за вольфа :-).
Итак, завезли компы, а что делать с ними никто в школе не знал. И вот тут то под рукой оказался я. Организовали ставку лаборанта под меня. В школе я построил первую  в своей жизни сеть. Я до этого только в работе их видел, но совершенно ничего не знал об устройстве и работе. Сеть была на тонком коаксиале и часто отваливалась, потому что лазят всякие позади системников....
Школа стала моим первым официальным местом работы. Жаль, потом на моё место устроили какую-то блатную девочку, мне даже трудовую не отдали. Но первые деньги я заработал в школе.
Закончив одиннадцать классов я пошел учиться. Я четко знал, чем хочу заниматься уже к восьмому классу, и мнение моё не изменилось. Вообще говоря, я очень сильно удивлялся, что одноклассники не знают, куда хотят поступить и чем заниматься после школы в девятом классе,а многие и в одиннадцатом.
Учился в ПГТИ. Немного разгильдяйское, шабутное заведение, однако здесь я получил общие принципиальные знания. Я понял, как устроены операционные системы, как работает процессор, как взаимодействуют компоненты компьютера на "железном" уровне. Получил и новые знания по программированию: СИ, компьютерная графика, ассемблер.
Учился на платном отделении, платил за себя сам. Тогда еще работал в школе, параллельно устроился дворником, летом шабашил грузчиком в магазине. Дворницкой зарплаты хватало на оплату обучения, и на пиво оставалось. Золотые были времена!
Дворником я работал в одной крупной телекоммуникационной компании. Естественно, корефанился с местными айтишниками. В это время я уже шабашил по специальности, и часто у них консультировался. И когда в один прекрасный день оба айтишника подали заявление на увольнение, я пошел к начальнику отдела, и был переведён из дворников в айтишники.
На новом месте работы я получил богатый опыт. Поскольку технику я уже знал неплохо, в первую очередь это касается работы с людьми. Как с начальством, так и с юзерами самого разного уровня знаний. Кроме того, здесь я узнал, что такое юникс (на серверах крутилась "солярка"), посмотрел как работают большие предприятия.
В институт появлялся редко. И что меня удивило: почти все педагоги правильно понимали суть дела, и не наезжали, а кое-кто даже ставил зачеты за просто так.
Но наверное самое ценное, что я получил, работая на этом месте - сотрудничество и дружба с напарником, которая продолжается по сей день.
Его зовут так же, как меня, Дмитрием. Он немного старше и значительно опытнее меня. Военный по образованию, системщик по складу характера, он решал проблемы, висевшие не один год. Немного занудный, но всегда доходящий до сути вопроса, стогий, но справедливый. Человек "с шилом" ... Даже если все работает неплохо, он найдет, что улучшить, как упростить администрирование или лучше контролировать процесс... За три года нашей совместной работы в этой компании дни, когда Дима сидел без дела можно посчитать по пальцам ... одной руки.
Убежденный юниксоид. Любимая операционная система FreeBSD. Уже в 2001 году он использовал ее как десктопную на работе, не говоря уже о серверах.
Как я  уже сказал, мы проработали в этой компании три года. Потом большую компанию продали, раздробили и стали разворовывать. Дима заметил этот процесс раньше меня, и сменил место работы.
Новым его (а позже и моим) работодателем стал один местный провайдер. Дима развивал там направление телематических услуг. Точнее даже не развивал, а создавал, потому что до этого никто телематикой не занимался, просто продавали каналы и всё.
Компания была небольшой, с человеческим лицом. Работать не мешали, дурацких поручений не раздавали. Более того, мы сами определяли, чем хотим заниматься. Например, решили поднять сервер электронной почты для клиентов. Посчитали затраты, положили на стол директору смету. Получили 250 тысяч на новый сервер еще десятку на лицензионное ПО.
Здесь мы привели в порядок офисную технику, создали почтовую систему, организовали продажу программного обеспечения. Почти закончили создание хостинга. Но тут компанию опять прибрали в плохие руки, и начался кавардак....
Как же меня достали инвесторы из "нерезиновой"! Скупают региональные компании, и начинают их доить или разворовывать. Была хорошая компания, с качественными услугами и внимательным отношением к каждому клиенту. А сегодня, будучи трижды перекупленной стала безликим монстром. Внутри компании бардак и пофигизм; основная ценность - бумажные планы, а не реальные дела.
Тут наши с Димой пути разошлись. Он пошёл работать в одну небольшую, но богатую компанию программистом, а я пошел в суппорт в госконтору: минимум хлопот, немного денег и достаточно времени на левый заработок.
Наступил кризис, и контора, в которой работал Дима, решила сократить персонал. Дима попал под сокращение, и остался с небольшой суммой денег, семьей и кредитом на квартиру, который надо ежемесячно оплачивать. Я же лишь немного потерял в зарплате, но продолжал трудиться.
Кроме основного места работы, у меня есть еще одно официально оформленное по совместительству, и одна шабашка (также админская) где ежемесячно платят чёрным налом, так что я не бедствовал, несмотря на покупку квартиры.
Мы с Димой встретились, пообщались, и решили,что работать по найму надоело, и пора организовать своё дело. Направление деятельности, естественно, системная интеграция. Название для предприятия нашлось быстро: Сфера Информационных Технологий. Сверстали сайт и стали ждать первыхклиентов. (продолжение следует)

4 комментария:

LoxLess комментирует...

Сисадмин по призванию -- это круто. Да и лесенка интересная была. А нынче на руковод. должности вас не тянет?

LoxLess комментирует...

http://ooo-sit.ru/ready_decides.html
кстати, при просмотре картинки внизу возникают визуальные эффекты на пересечении белых линий -- это известный эффект зрения. клиентам может показаться что у них глюки.

Свободный Человек комментирует...

Думал себя попробовать в должности руководителя отдела, но у руководства были свои предпочтения, приняли другого человека. Хотелось научиться руководить людьми, потому что вообще-то делаю я это хреново.
А вообще руководство с моей точки зрения - это ответственность перед людьми, находящимися у тебя в подчинении и политические игры с равными и вышестоящими начальниками. Не люблю я политику.
P.S. Хорошо, что регулярно комментируешь. Может тебе самому есть что сказать? С удовольствием опубликую твой материал или напишу сам по мотивам дискуссии.

Shuriken комментирует...

Очень забавно было почить про школьные годы и гибрид компьютера и приставки. Забавно, что у меня тоже такой был :).
А ошибку ввода/вывода эта фиговина обычно выдавала, когда был загружен несовместимый копировщик программы. Помню, мне пришлось перепробовать штук шесть разных копировщиков, пока вся эта система не согласилась сбрасывать проги на кассеты :).
Честно говоря, я тогда был уверен, что стану программистом. А стал - бизнес-тренером. Смех, да и только.

Отправить комментарий